Как действовать педагогу при возникновении подозрений в употреблении обучающимися ПАВ
Беседа с обучающимся с целью прояснения причин изменения в его состоянии (забывчивость, сонливость, появившиеся трудности в обучении ит. п.). Требования к построению первой беседы: конфиденциальность, избегание репрессивной и осуждающей тактики, высказывание подозрений в употреблении наркотических веществ только при существовании уверенности в этом.
При неподтвержденности подозрений в употреблении в результате беседы родителей можно не информировать, но обязательно извиниться перед подростком.
При подтверждении подозрений или выявлении и в дальнейшем изменений в состоянии обучающегося (продолжая соблюдать принцип конфиденциальности):
- убедить в целесообразности обращения за помощью к специалистам (психологу, наркологу);
- проинформировать обучающегося об учреждениях, оказывающих помощь, их адресах, телефонах;
- провести беседу с родителями (цель: корректно сообщить о своих подозрениях, убедить в необходимости обращения за помощью к специалистам);
- предоставить обучающимся и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме;
- помочь организовать индивидуальную встречу обучающегося, его родителей со специалистом;
- указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в употребление психоактивных веществ; предупредить, что в противном случае поставите в известность администрацию школы, которая, в свою очередь, будет действовать в установленном для такой ситуации порядке (информирование правоохранительных органов).
При подозрении на групповое потребление ПАВ провести беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
Необходимо помнить, что необоснованные или нетактичные утверждения педагога о возможном употреблении подростком ПАВ могут стать поводом конфликта между учебным заведением и семьей подростка, вплоть до судебного разбирательства. Кроме того, утверждения, не имеющие достаточных оснований, могут оказаться серьезным психотравмирующим фактором и привести к психотравме у обучающегося. Разглашение информации о проблемах несовершеннолетнего, связанных с употреблением ПАВ, приводит к полному прекращению продуктивного контакта с учителем и может подталкивать к дальнейшему употреблению.
Как действовать педагогу при реальном столкновении с употреблением учащимися ПАВ
В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо:
1. Удалить обучающегося из класса, отделить его от одноклассников.
2. Немедленно поставить в известность руководителей школы.
3. Срочно вызвать медицинского работника школы.
4. Известить о случившемся родителей (законных представителей).
5. Нецелесообразно немедленно проводить разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
6. При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Самым грозным осложнением употребления наркотиков и токсических средств является передозировка. В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами дыхательных путей. Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать «Скорую помощь». Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота. Этапы оказания первой помощи при передозировке наркотиков:
- Вызвать «Скорую помощь».
- Повернуть на бок.
- Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
- Следить за характером дыхания до прибытия врачей.
- При частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту делать искусственное дыхание.
Индивидуальная работа педагога с учащимися
Индивидуальная работа проводится, как правило, с двумя группами учащихся:
- с подростками, которые подозреваются в употреблении наркотиков;
- с несовершеннолетними, отнесенными к «группе риска».
1.Во всех случаях обнаружения признаков употребления наркотических и психотропных веществ у учащихся, в том числе, если информация поступила от родителей, директор должен организовать врачебный осмотр этого подростка в медпункте школы. Чтобы не вызвать тревоги, уклонения от осмотра у подростка, подозреваемого в употреблении наркотиков, следует под убедительным предлогом организовать осмотр всего класса или труппы учащихся. Если предположение подтвердилось, следует сообщить в ОВД ОППН (Отдел внутренних дел - отделение профилактики правонарушений несовершеннолетними).
В процессе индивидуальных бесед с подростком следует осторожно и тактично выяснить, кто вовлек его в наркоманию и откуда он получает наркотики. Затем педагоги совместно с родителями и работниками полиции принимают меры для изоляции подростка от поставщиков наркотиков и приятелей-наркоманов.
К индивидуальной работе с подростком должен быть подключен педагог-психолог, социальный педагог, родители, сотрудники полиции. Работа должна проводиться тактично, педагогически грамотно, носить доверительный, конфиденциальный характер.
При наличии медицинских показаний следует убедить подростка в необходимости лечения и организовать проведение амбулаторного или стационарного лечения.
2.Работа с учащимися группы риска сводится к выявлению учащихся, подвергающихся опасности приобщения к наркотикам. В начале учебного года на основании бесед с учащимися и их родителями определяется круг лиц, которых можно включить в определение « группа риска». Список утверждается на заседании педсовета. Список подростков группы риска по наркотическимпоказателямможетсоставлятьсяотдельно,либобыть включен в общий список трудных подростков школы с обязательным указанием причин, на основании которых они попали в группу риска.
Как действовать педагогу при возникновении подозрений употребления ПАВ.docx